40% населения Таджикистана экономит на еде
Пандемия коронавируса в Таджикистане ударила по всем жителям страны, но в особенности по трудовым мигрантам. Только по официальным данным, на заработки в Россию каждый год выезжало до полумиллиона таджикистанцев. В этом году из-за закрытых границ значительная их часть была вынуждена остаться на родине. Работы в Таджикистане почти нет, и семьи мигрантов оказались на грани выживания: они вынуждены экономить даже на самых простых продуктах, об этом говорится в репортаже, подготовленном журналистами “Настоящего времени”.
Большинство таких семей в Таджикистане убрали из рациона мясо с начала карантина, поскольку многие семьи жили на деньги своих мужей и сыновей, которые те высылали из трудовой миграции. Но из-за коронавируса и закрытых границ основной массе не удалось уехать на заработки. Жительница столицы по имени Саодат работает дворником, а ее супруг Абдусаммад каждый день ходит на стихийный рынок труда в Душанбе, где иногда находит подработку. На эти деньги они каждый день и покупают еду.
“Обед зависит от того, сколько денег принесет сегодня домой мой муж. Если побольше заработает, покупаем что посытнее, если нет – питание более скудное”, – сказала Саодат.
А другая жительница по имени Сафарагул Нурова рассказала, что в России в трудовой миграции находятся два сына. Сейчас из-за пандемии оба сидят без работы. Сафарагул говорит, что раньше сыновья присылали ей деньги и обеспечивали ее, своего нетрудоспособного брата, жен и два десятка детей в семье. Сейчас они не могут высылать деньги, и вся семья выживает на две пенсии. Их хватает только на хлеб и картофель.
“Сейчас мы очень экономим, даже на муке, хлебе и сахаре. Килограмм сахара стоит десять сомони, мешок муки – двести шестьдесят, а у меня пенсия всего 120 сомони”, – подсчитывает Нурова.
Согласно исследованиям Всемирного банка, более 40% семей таджикистанцев в период пандемии сократили потребление продуктов питания. Сильнее всего пострадали семьи трудовых мигрантов. По мнению аналитиков банка, в стране стоит ждать роста общего уровня бедности: ведь бедные домохозяйства в Таджикистане гораздо больше зависят от денежных переводов, чем относительно обеспеченные.